У станка. Большой батман

Яндекс.Метрика


Все свое время я отдаю работе. И считаю возможным приносить пользу отечеству именно в этой роли - роли балерины. Быть полезной на своем месте", - сказала солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина в эксклюзивном интервью "Итогам"
Не так давно солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина стала народной артисткой России. Кажется, лишь этого звания, формально - наивысшего, которого может быть удостоен человек творческой профессии, Лопаткиной и не хватало. Потому как в сонм выдающихся балерин всех времен и народов поклонники и критики ввели ее уже больше десяти лет назад. И все возможные в балетном мире награды Лопаткиной, никогда не изменявшей своему родному дому, Мариинскому театру, уже вручены. Не исключено, что именно поэтому всегда закрытая и почти не дающая интервью балерина призналась "Итогам", что ей хотелось бы поработать в непривычных, может быть, даже экстремальных условиях.
- Ульяна, вас не тяготит роль примы?
- Само это обозначение, прима-балерина, подразумевает определенный профессиональный уровень. И иную, чем у танцовщицы кордебалета, степень ответственности. А если вы имеете в виду взаимоотношения внутри коллектива... Когда человек нормально воспринимает реальность и видит, что у солистов одна работа, у кордебалета - другая, проблем не возникает. Нет необходимости навязывать дружбу или общение. Нужно просто уважать человека за то, как он выполняет свою работу.
- Какую партию вы мечтали бы исполнить, но сожалеете, что этого уже не произойдет?
- Даже не знаю. Тут дело не в возрасте, скорее в амплуа. Я, например, сознательно отказываюсь танцевать Аврору. Потому что я очень высокая, а в моем личном представлении эта героиня более хрупкая и миниатюрная. На самом деле на балетной сцене возраст артиста менее заметен, чем, скажем, в кино, где камера видит каждую морщинку. В балете все-таки большее значение имеют профессиональная подготовка балерины, ее возможности. Как танцовщица двигается, как исполняет ту или иную партию, какая у нее пластика. Грим, рампа, оркестровая яма позволяют сгладить возрастное несоответствие между артистом и персонажем, партию которого он исполняет. Очень часто балерины танцуют ту же Аврору или юную Джульетту в 30-35 лет, и это совершенно не отражается на спектакле.
- Как долго вы планируете танцевать? Чей пример перед глазами - Майи Плисецкой или, скажем, ушедшей в тень Греты Гарбо?
- Я бы не равнялась на Грету Гарбо и Майю Михайловну Плисецкую. Они личности такого масштаба, что вправе делать собственный выбор. И его надо уважать. И потом, каждый должен жить своим умом. Сегодня, на мой взгляд, рамки балетного рисунка значительно раздвинулись. Пластика ушла вперед настолько, что современный танец сильно отличается от классического. Тем не менее скажу банальную вещь: балет - искусство движения, очень необычная работа тела. Для того чтобы этим искусством заниматься, необходимо иметь сильное и здоровое тело. Именно оно выступает проводником души, служит инструментом хореографа. Другой вопрос, что сейчас существуют различные варианты пластических этюдов, исполняемых под музыку. Что-то вроде синтеза танца, музыки и драмы - на мой взгляд, особый, отдельный жанр искусства.
- Тогда как вы считаетесь именно классической балериной.
- Мне интересны и другие направления. Все дело в том, сколько такой интерес продлится. Не всегда после первого спектакля возникает потребность вернуться к нему вновь, потребность увидеть его еще и еще раз. Потому что подчас создатели пытаются привлечь зрителя одной лишь оригинальностью постановки, ничем иным. Честно говоря, некоторые новые прочтения классических спектаклей вызывают у меня внутренний протест.
- Например?
- Конкретные названия в голову что-то не приходят. Ну... Например, когда пороки человечества популяризируются. Когда муссируют скользкие темы. На мой взгляд, это вульгарно и некрасиво. Возьмите то же самое "Лебединое озеро": иногда этот спектакль используют для освещения проблемы однополых отношений. Такое "оригинальное" решение сознательно разрушает наше представление об идеальных образах. Недавно я открыла справочник по эстетике: решила прочитать, что такое искусство. Говоря своими словами - отображение нашего представления об идеальных образах, тот идеал, к которому человек хотел бы стремиться.
- Простите, Ульяна, это вы специально в справочник полезли?
- Случайно получилось. Я его просто листала. Всегда интересно поразмыслить над общепринятыми, но давно забытыми определениями. И над тем, как ты воспринимаешь их в данный конкретный момент жизни. Сегодня искусство имеет несколько иной вид, чем раньше. Оно свободнее в своих высказываниях. У меня вызывает отторжение, когда мне предлагают обсуждать проблему полов, сводя ее к каким-то животным инстинктам. Я не против свободы выражения, но смотреть такое не буду.
- И другим запретите?
- Я считаю, что определенная цензура необходима. Главный критерий - нравственность. Другое дело, что цензорами не всегда бывают люди истинно нравственные. Часто тот, кто наделен властью, не является ни высокодуховным, ни порядочным и использует эту власть в своих интересах. В результате благие помыслы извращаются. У меня растет дочка, и меня пугает поток оформленной грязи, который везде и всюду - на афишах, в рекламе, на телевидении. Но я все-таки надеюсь, что пройдет время вседозволенности.
- А если вам самой предлагают поучаствовать в каком-то непривычном проекте?
- Если предлагают участвовать в чем-то необычном, я стараюсь вникнуть во все детали, понять, для чего это делается, что должно стать конечной целью. Потому что если я сама не буду верить в то, что танцую, на сцене неизбежно появится фальшь. А ее от зрителя не утаить.
- Балет всегда был придворным искусством. Ощущаете это на себе?
- Сегодня мы переживаем такие времена, когда большая часть людей, которая искренне любит и ценит балет, нуждается в нем как в виде искусства, к большому сожалению, лишена возможности посещать спектакли. Ценовая политика в театре идет в ногу со временем. А время диктует достаточно жесткие условия жизни. Нынешняя публика очень разнообразна. И дело не в том, "придворный" балет или нет. Так сложилось, что балет - искусство не для всех. Скажем так: не все способны получать от него удовольствие.
- Все дело в уровне культуры или любовь к балету - врожденная привилегия?
- Наверное, все дело во внутреннем уровне культуры. В степени развития чувства прекрасного и в готовности души трудиться. Для того чтобы полюбить классическую музыку, необходимо развивать слух, умение слышать. И тогда, возможно, вам откроются глубины, которые позволят пережить неизведанные ощущения. Так же и с балетом.
- Муж (бизнесмен и литератор Владимир Корнев. - "Итоги") посещает спектакли с вашим участием?
- Мы следим за творчеством друг друга. И когда его нет в зале, я переживаю, расстраиваюсь. Но это тема личная, и обсуждать ее я не буду.
- Артисты - люди публичные.
- За каждым человеком все равно остается право выбора. Кто сказал, что мы, как роботы, должны делать одно и то же? Почему прима-балерина обязана быть "дивой"? Каждый человек - индивидуальность. Если у него голова на плечах, он такой, какой есть.
- Анастасия Волочкова тоже индивидуальность. Вам нравится, что во многом благодаря именно ей балетное искусство стало еще одной темой желтой прессы?
- Повторяю: все люди разные, и каждый имеет право на собственный выбор.
- Волочкова - хорошая балерина?
- Я вам так скажу: чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно прийти в зал. Увидеть, как балерина работает, и решить, насколько она для вас хороша. Я не люблю оценивать кого-либо или что-либо в категориях "плохой - хороший". Человек должен сам определить, какой танец ему больше нравится.
- Вы читаете критику?
- Порой это бывает очень полезно - если критика конструктивна, она хорошо воздействует на рабочий процесс. Я уважаю тех людей, которые умеют выдержать тон. И могут поспособствовать прогрессу в искусстве.
- Правда, что вы собираетесь играть в кино - в экранизации книги вашего мужа?
- Неправда. Это совсем другая профессия. Тем более что балет отнимает очень много сил и энергии: нужно быть Юлием Цезарем, чтобы успевать и то и другое. Или иметь огромную смелость.
- Вы трусиха?
- Я балерина, училась этому восемь лет. Потом, уже в театре, продолжала набираться опыта, знаний, расширяла свой кругозор. Балетный век очень короток, поэтому я хочу танцевать сколько возможно.
- В Мариинском театре? Столько лет - и все на одном месте. Не скучно?
- Если говорить вашими словами - нет, не скучно. Хотя не скрою: в сегодняшней театральной атмосфере мне не хватает творческого горения, радости от работы. Есть хорошая загруженность - я не имею в виду, что умираю от усталости и света белого не вижу. Солисты всегда танцуют реже, чем кордебалет. Но хочется работать так, чтобы обо всем забыть. Это не получается: порой не хватает времени, порой - заинтересованности партнеров. Я очень скучаю по какой-то энергии, по горящим глазам, по увлеченности на лицах.
- Может, поменять театр?
- Уйти просто ради того, чтобы уйти? Я не вижу смысла совершать какие-то кардинальные изменения, предпринимать шаги, которые могут сломать судьбу. Если чувствуешь, что должен что-то совершить, - делай. Если сомневаешься - подумай еще раз.
- Не боитесь, что когда-нибудь будете сожалеть об упущенных возможностях, о несвершившемся?
- Поживем - увидим. В данный момент мне нравится работать в Мариинском театре, танцевать спектакли, ездить на краткосрочные гастроли. Возможно, завтра мне понравится приглашение в какую-либо другую труппу. Впрочем, сегодня мне хотелось бы поработать в несколько других условиях. Может быть, более экстремальных - в непривычной атмосфере, с незнакомыми людьми, преодолевая трудности. По новому графику, который позволил бы существовать в другом русле. И достичь результатов, тебе самой даже неведомых. Когда появляются возможности что-то изменить, я ими пользуюсь. Но по характеру я человек, который не будет искать приключений на свою голову. Возможно, такой у меня темпоритм: в первую очередь сделать то, что обязан, что необходимо в реальной завтрашней и послезавтрашней жизни. И сделать как следует.
- Что вы сейчас обязаны сделать как следует?
- Спектакли, которые назначены. При этом в промежутках я еще должна успеть пообщаться с дочерью, с семьей. Это наиболее важное мое дело, к сожалению, пока я не успеваю делать его так, как хотелось бы. Очень сокрушаюсь из-за этого.
- Ваше имя пытались когда-нибудь использовать? Например, в политических целях?
- Слишком расплывчатый вопрос. Если вы о политике, то ни в какие партии я не вступала и вступать не собираюсь. Политика - иная профессия и с творческими профессиями не всегда сочетается.
- А если речь не о профессии, а о гражданской позиции?
- Все свое время я отдаю работе. И считаю возможным приносить пользу отечеству именно в этой роли - роли балерины. Быть полезной на своем месте.
- Насколько я знаю, вы человек воцерковленный? Или это неприличный вопрос?
- Нет - приличный. Я православная христианка.
- Вас не смущает, что многие века артистов запрещали хоронить на кладбище?
- На данный момент такой проблемы не существует. Артистическая среда настолько разнообразна! В сегодняшнем искусстве существует и высокое, и низкое.
- А как вам носится титул "Божественная"?
- Не я же его себе присваивала. Это как раз относится к разряду испытаний. Не добавляет ни здоровья, ни вдохновения. Лишь усиливает степень твоей ответственности.


Врез: И это все о ней

Ульяна Лопаткина по праву считается королевой русского балета. Родилась она в Керчи, училась в Ленинграде, в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, в классе легендарной Натальи Дудинской. Свою первую награду - Vaganova-Prix - Ульяна получила еще студенткой, в 1990 году.

По окончании училища Лопаткина была принята в Мариинский театр и несколько лет протанцевала в кордебалете. Ее первыми сольными партиями стали Уличная танцовщица в "Дон Кихоте" и Мирта в "Жизели". После дебюта в "Лебедином озере" и "Баядерке" Лопаткину признали лидером труппы. А крупнейшей современной балериной Лопаткину объявили в 1998-м, когда проходили обменные гастроли Мариинского и Большого театров. Вскоре с этим мнением согласился и весь остальной мир.
В репертуаре Лопаткиной - более десятка ведущих ролей, среди которых Одетта-Одиллия в "Лебедином озере", Мирта и Жизель в "Жизели", Фея Сирени в "Спящей красавице", Никия в "Баядерке", Медора в "Корсаре", Мехменэ Бану в "Легенде о любви", а также сольные партии в балетах Баланчина, Форсайта, Ноймаейра, Ратманского. Лопаткина - лауреат премий "Золотой софит", "Золотая маска", "Божественная", "Балтика", Evening Standard, "Триумф", Государственной премии России.

Прима-балерина Мариинского театра, Ульяна отличается уникальной работоспособностью и склонностью к перфекционизму. Говорят, несмотря на звездный статус, она скромна и неприхотлива: уже будучи знаменитой, продолжала жить в общежитии. Еще говорят, что всегда была религиозна. Есть даже легенда, по которой в первые годы работы в театре Лопаткина в перерывах между выходами в "двойках" и "четверках" постоянно читала одну и ту же книжку - "Жития святых". В зените своей славы Ульяна Лопаткина оставила сцену почти на три года: вначале перерыв в работе был связан с полученной травмой, затем - с рождением дочери Маши. Однако в 2003 году Лопаткина вернулась в театр, и ее звезда засияла вновь.
Юнна Чупринина


"Итоги" 15 апреля 2006

Сайт создан в системе uCoz