Яндекс.Метрика

Тысячная Жизель

В Мариинском театре показали «Жизель» - «1000-й спектакль со дня первого представления». Перенесенный в 1842 году из Парижа на сцену «театра напротив» - тогда еще Большого (Каменного) театра, теперь Петербургской консерватории, балет прижился в этой труппе и вместе с нею перебрался на нынешнюю мариинскую сцену. Получил «оркестровку» Мариуса Петипа и существует в статусе шедевра, который не оспаривали даже в годы революционных передряг.

Список выдающихся имен в списке исполнителей «Жизели» - основная часть балетной энциклопедии. Сегодня для этого спектакля в Мариинке не один достойный состав, и начинающие исполнители вызывают зачастую не меньший интерес, чем признанные звезды. Притом, кардинально трактовки ролей практически не меняет никто: еще ни одна Жизель не заинтересовалась Гансом.
Впрочем, к юбилею самой «Жизели»; симпатии не проявил и театр. Спектакль прошел обыденно. Более того - основной состав труппы в это время был занят гастролями со всеми вытекающими отсюда для собственной сцены последствиями.
Единственно, что могло сойти за «праздничность» - заглавную партию исполнила Ульяна Лопаткина. Но этого оказалось недостаточно для образовавшейся амбразуры. В репертуаре примы роль Жизели - не самая убедительная. Конечно, технически Лопаткина проработала хореографию до мелочей и исполняет ее, как мало кому удается. Но ведь романтический балет - не баланчинские конструкции, здесь есть еще и такое немаловажное обстоятельство как роль. А роль у Лопаткиной никакого отношения к романтизму не имела. Жизель с первого появления из родного домика выглядела словно проект вилисы. Даже улыбка у нее казалась какой-то «надмирной». Может, оттого сюжет несколько перекосился, и больше было похоже, что переодетая великосветская дама завела роман с крестьянином.
В последнем, правда, немаловажная «заслуга» нового партнера Лопаткиной Ивана Козлова. Он, конечно, высок и массивен. Но при этом у него примитивная мимика, неловкость жеста (при виде Батильды он чуть ли не отмахивается от Жизели). Бег по кругу за призраком Жизели неловкий - он словно запинается одной ногой. Даже походка с ощутимым топотом, не грворя уж о прыжках. Предполагалось что Козлов удобный и надежный партнер.
Но в поддержках, пожалуй, заметна более заслуга Лопаткиной - она в этом вопросе вполне самостоятельна. В своей единственной вариации Альберт произвел впечатление не более чем кордебапетного материала. Во втором акте были еще и чрезмерно замедленные темпы в адажио .- на такие даже бесконечных линий Лопаткиной недостаточно. Балерина «засиживалась» в позах, тянула музыку, словно пыталась продлить сокращенный спектакль до положенного времени. Зато Лопаткина чуть ли ни единственная мариинская Жизель последних времен, кто лично взбирается на качающуюся ветку, чтобы осыпать цветами Альберта. Что до остального, то обошлись без крестьянского па де де, что тоже подпортило смысл ныне существующей редакции спектакля. Кордебалет крестьянского праздника был ужат и собственно праздником не выглядел. К тому же количество усталых от трудового стажа лиц пенсионного, возраста заметно больше, чем радостных молодых пейзан. Вилисы-солистки были более-менее приемлемы (занятно, что во втором акте аплодировали на выходах Мирты, обходя молчанием выходы Жизели). Но вот сам строй проредили так, что сцена опять выглядела полупустой. К тому же ни ровной фактуры, ни стройного танца не наблюдалось, как получается всегда, когда основная часть кордебалета позаимствована из вспомсостава. Вообще-то Мариинский балет способен показать «Жизель» на достойном уровне. Просто историю здесь уважают не до такой степени, как, например, фестивали или гастроли. А репутацию театра, очевидно, руководство представляет столь незыблемой, что не считает зазорным показывать откровенную халтуру. Но, как оказывается, даже такой шедевр, как «Жизель», испортить можно.
Ирина Губская

ЛИНИЯ. Журнал «БАЛЕТ» в газетном формате. №1 2008

Сайт создан в системе uCoz