Страдания юной Раймонды на сцене Мариинского театра


Газета «Коммерсантъ» № 213(436) от 05.11.1993
 

 

Вчера в Мариинском театре начался фестиваль балетов Мариуса Петипа. В рамках фестиваля впервые был показан возобновленный балет "Раймонда" на музыку Александра Глазунова в редакции Константина Сергеева. В этой редакции балет будет исполнен на мариинской сцене лишь дважды — начиная с весны, спектакль пойдет в постановке Юрия Григоровича.

Премьера балета Мариуса Петипа на музыку Александра Глазунова состоялась на сцене Мариинского театра 7 января 1898 года — это был бенефис итальянской танцовщицы Пьерины Леньяни. Либретто содержало традиционные для того времени элементы: легендарный сюжет, фантастический персонаж в роли Deus ex machina. "Раймонда" стала лебединой песнью старого хореографа: здесь в последний раз пышно расцвела эстетика спектаклей ХIХ века. Петипа, занимавшийся симфонизацией танца, нашел единомышленника в лице Глазунова, симфонически разрабатывавшего танцевальные формы в небалетной музыке. Вскоре после смерти Петипа началось обновление спектакля: Горский, Лопухов, Гердт, Ваганова — все они чуть меняли хореографический рисунок "Раймонды". Но радикально сместил акценты лишь Вайнен и с 1938 по 1948 год положительным героем становился Абдерахман, а отрицательным — рыцарь-крестоносец. Затем свой вариант предложил Константин Сергеев, переделав полностью картину сна и несколько важнейших номеров. Эта редакция стала уже классической, в ней блистали Ирина Колпакова, Алла Шелест, Инна Зубковская, Габриэлла Комлева, Любовь Кунакова, Галина Мезенцева, Аскольд Макаров, Сергей Бережной, Геннадий Селюцкий, Святослав Кузнецов, Нина Анисимова, Игорь Бельский.
К возобновлению "Раймонды" главный балетмейстер театра Олег Виноградов привлек также весь цвет нынешнего состава: Юлию Махалину и Ольгу Ченчикову (Раймонда), Константина Заклинского и Махара Вазиева (де Брие), Александра Куркова и Дмитрия Корнеева (Абдерахман). В качестве репетитора была приглашена вдова Константина Сергеева — Наталья Дудинская. В небольших партиях выступили восходящие звезды Мариинки: Эльвира Тарасова и Ульяна Лопаткина, причем только им удалось продемонстрировать живой, осознанный танец. Что касается исполнителей ведущих партий, то создалось впечатление, что они не слишком хорошо знакомы с выдвигавшимся Петипа понятием симфонического балета и ансамблевого танца. Если бы не программка с либретто и декорации Симона Вирсаладзе, нелегко было бы понять, чем, собственно, отличается сюжет "Раймонды" от "Лебединого озера", "Корсара", "Спящей красавицы" или любого иного балета Петипа. Действительно, зачем Мариус Иванович сто лет назад вывел на сцену такую уйму кордебалета, если ни Ольга Ченчикова, ни Махар Вазиев даже не замечают, что они на сцене не одни? Знаменитая вариация Раймонды с шарфом из первого акта живо напоминает пляску Эллочки-людоедки с мексиканским тушканом и показательные соревнования по бодибилдингу среди женщин. И как-то не очень верится, что Абдерахман мог воспылать к ней безумной страстью. А может быть, все трудности Дмитрия Корнеева кроются именно в невозможности полюбить такую женщину? Единственное, что более или менее точно соблюдено, — схематичная роль Жана де Брие. Однако это не облегчает задачу Махару Вазиеву. К сожалению, даже те небольшие сольные фрагменты, которые достались его герою, он танцует тяжело, как статуя командора. Знаменитый кордебалет Мариинского театра уже традиционно не держит линии. А весь спектакль действительно напоминает музейную постановку: очень пыльные восковые фигуры двигаются в музыкальной шкатулке.
Наверное, столетний спектакль нуждается в обновлении, но редакцию Константина Сергеева вряд ли можно признать канонической. Возможно, стоило вспомнить первые постановки. Однако известно намерение Олега Виноградова возобновить "Раймонду" в двух редакциях: Сергеева и Юрия Григоровича. Меж тем перспектива подобного сопоставления не понравилась Фонду Сергеева, и Виноградов вынужден был отказаться от собственного замысла, хотя заявил, что все равно покажет редакцию Григоровича на Западе. По сведениям Ъ, "Раймонда" Сергеева-Петипа пройдет на Мариинской сцене лишь дважды — в ходе фестиваля памяти Мариуса Петипа. Затем спектакль исчезнет из репертуара, а в марте в театр приедет Юрий Григорович и начнет репетировать свою редакцию.

ВАЛЕНТИНА Ъ-ГЕОРГИЕВА


Сайт создан в системе uCoz