Гносьенны Ульяны


Прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина выступила в Москве. В день своего гала-концерта она репетировала до шести часов вечера. Публика уже гуляла по фойе театра, а Ульяна все проходила фрагменты программы и обсуждала с директором концерта Ириной Чистяковой нюансы световой партитуры.
Возможно, артистка устала. Во всяком случае, в трио из «Корсара» (партнеры — Иван Козлов и Владимир Шкляров) мы не увидели ее вариацию и тридцать два фуэте. Таким образом главное техническое испытание вечера госпожа Лопаткина не прошла. Хотя, возможно, и не стоило его заявлять. Нас вполне устроило бы какое-нибудь из ее выдающихся адажио. Например, медленная часть «Бриллиантов», в которой Москва не видела балерину очень давно.
Остальную часть концерта гостья отработала сполна, предъявив вереницу разноплановых образов. Открыла показ композиция Джона Ноймайера «Павлова и Чекетти» на музыку скрипичного антракта к «Спящей красавице». Гамбургский мастер подарил ее Ульяне, когда та была еще ученицей. То есть по стату¬су соответствовала героине номера. На сей раз зрелище получилось красивым, но ли¬шенным былого трепета. Оно и понятно — балерина не юная девочка, а умудренная опытом прима.
Зато в «Трех гносьеннах» Ханса Ван Манена на музыку Эрика Сати артистка выглядела безупречно. Загадочная дива, гипнотизирующая публику и партнера, запомнилась сразу и надолго. А вот одноактному балету «Юноша и смерть» подобная память не грозит. Сочинение из разряда «бульварной» хореографии может спасти лишь выдающийся исполнитель мужской роли. По той причине, что именно мужчине отведена большая часть сценического времени. Господин Козлов, достойно ассистировавший балерине в других эпизодах вечера, бремя лидерства не выдержал. В образ истеричного художника с Монмартра этот рослый, холеный и спокойный танцовщик просто не вписался.
Что касается госпожи Лопаткиной, то она способна облагородить любую партию. Например, эстрадное «Танго» в постановке Николая Андросова, где балерина станцевала и за себя, и за партнера. Вопрос только в том, нужно ли ей «светиться» в столь банальной хореографии... Далее последовала «Кармен-сюита» — вещь достойная во всех отношениях. Ее героиню мы видели нахальной и циничной, дерзкой и простодушной, но никогда — элегической. «Кармен-элегия» — так с появлением Лопаткиной следует переиначить название выдающегося сочинения Родиона Щедрина и Альберто Алонсо.
И, наконец, финал вечера - «Гибель розы» Ролана Пети на музыку Густава Малера. Здесь балерина явно выше хореографии и напрямую «общается» с Малером. Ее длинные, ломкие линии придают пресному хореографическому тексту необходимую остроту. В перерывах между выступлениями примы зрителей занимали солисты Мариинского и Большого театров. Порадовали Надежда Грачева, исполнившая с Артемом Шпилевским Танго из «Золотого века», и Дмитрий Гуданов, станцевавший монолог Журавля из «Снов о Японии». Пожалуй, из всех участников вечера они единственные соответствовали уровню бенефициантки по масштабу и осмысленности танца.
По окончании финального дефиле с трюками и поклонами переполненный зал взревел. Госпожа Лопаткина, видя такой восторг, удалилась переодеться и подарила поклонникам незапланированный номер — любимого «Лебедя».
Светлана Наборщикова


"Линия" Журнал «БАЛЕТ» в газетном формате. № 2/2008

Сайт создан в системе uCoz