Есть билет на балет. В вечность билета нет

Прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина выступила в Москве с творческим отчетом

Балерина-трудоголик осталась верна себе. В день своего гала-концерта она репетировала до шести часов вечера. Публика уже стекалась в Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а Ульяна все проходила и проходила фрагменты своей программы.

Возможно, артистка устала. Во всяком случае, в трио из "Корсара" (партнеры — Иван Козлов и Владимир Шкляров) мы не увидели ее вариацию и тридцать два фуэте. Таким образом, главное техническое испытание вечера госпожа Лопаткина не прошла. Зато остальную часть отработала сполна, предъявив публике вереницу впечатляющих образов. В композиции Джона Ноймайера "Павлова и Чекетти" вышла смиренной ученицей. В "Трех гносьеннах" Ханса Ван Манена — загадочной дивой. Аристократку Смерть из балета Ролана Пети "Юноша и Смерть" сменил раскованный трансвестит из "Танго" Николая Андросова. Элегическую Кармен из "Кармен-сюиты" Альберто Алонсо — траурная Роза из "Гибели розы" Пети. В перерывах между выступлениями примы зрителей занимали солисты Мариинского и Большого театров. Особенно привлекательным выглядело шикарное Танго из "Золотого века" в исполнении премьеров БТ Надежды Грачевой и Артема Шпилевского.

По окончании финального дефиле с трюками и поклонами переполненный зал взревел. В VIP-зоне бенефициантке аплодировали Галина Волчек, Валентин Гафт и супруга кандидата в президенты Дмитрия Медведева Светлана. Их поддерживали демократично расположившиеся в партере Олег Табаков, Олег Меньшиков и Евгений Миронов. Госпожа Лопаткина, видя такой восторг, удалилась переодеться и подарила поклонникам незапланированный номер — бессмертного "Лебедя".

Казалось бы, все прошло замечательно. Однако пропеть очередную осанну боготворимой Ульяне мешает одно обстоятельство. На творческом вечере отсутствовали еще неведомые публике композиции. Во всем балерина уже отметилась ранее, и все это кто-то танцевал до нее. Спору нет — пройденное она повторяет блистательно и по-своему. Как сказал один из моих коллег, складывает из движений слово "вечность".

Но вот парадокс — в вечность эта фантастическая балерина может и не вписаться. Вечность любит первопроходцев. Легендарная Мария Тальони станцевала десятки ролей. Но для нас, живущих полтора столетия спустя, она — первая Сильфида. Так же, как Галина Уланова навсегда останется первой Джульеттой, а Майя Плисецкая — первой Кармен. Ульяна Лопаткина за 16 лет карьеры только дважды исполнила созданные для нее роли — Смерть в ноймайеровском спектакле "Звуки пустых страниц" (2001) и Фею в балете Алексея Ратманского "Поцелуй феи". Эти постановки уже сошли со сцены. Гораздо более долговременными, а главное, независимыми от репертуарной политики театра могли быть эксклюзивные концертные композиции. Но их у госпожи Лопаткиной тоже нет.

Что же мешает ей танцевать новое, сочиненное исключительно для нее? Боязнь показаться неуместной? Стремление доказать, что одним ее прикосновением "чужое" становится "своим"? Или, наконец, отсутствие достойных хореографов? Менее всего вероятно последнее. Здравствует Ханс Ван Манен, с восторгом отзывающийся об Ульяне. А Джон Ноймайер в прошлогоднем интервью "Известиям" прямо заявляет, что Ульяна Лопаткина — идеальная Анна для задуманной им "Анны Карениной". Но вместо переговоров с мастерами балерина предпочитает исполнять "Гибель Розы", в которой уже все сказала Майя Плисецкая. Иными словами, переподтверждает, но не создает.

Жаль быстротекущего времени. На освоение эксклюзива его остается все меньше и меньше. В ноябре артистке исполнится 35 лет. Это значит, что танцевать в полную силу осталось совсем немного. А честолюбивые соперницы, осознавшие краткость балетного века, рвутся к новизне. Чем больше нового, тем больше вероятность, что какая-то из свежих партий станет билетом в вечность.

28 и 29 февраля на сцене "Стасика" выступит одна из таких мечтательниц — Диана Вишнева. В свой творческий вечер она включила только новые сочинения. Конечно, в этом заслуга не одной Дианы. Нашелся творчески настроенный продюсер — Сергей Даниелян, для которого долговременный художественный результат важнее сиюминутной прибыли. Ульяна Лопаткина при желании вполне могла бы найти подобного партнера. Но почему-то не ищет.

Светлана Наборщикова


"Известия" 13.02.2008

Сайт создан в системе uCoz