Балерина Ульяна Лопаткина:
"Участь бывших танцовщиков - психологическая смерть"



У примы-балерины Мариинского театра Ульяны Лопаткиной юбилей. Гордости русского балета исполнилось 35 лет, но торжеств по этому поводу не предвидится. Артистка, чья требовательность к себе уже вошла в легенду, встречает день рождения в работе. Полным ходом идет подготовка к грандиозным гала-концертам в Москве. Обозреватель "Известий" встретилась с Ульяной Лопаткиной в перерыве между репетициями.

"Все мы носим в себе святость"

вопрос: Представьте, пожалуйста, московские гала-концерты.

ответ: Их будет два. 11 ноября состоится вечер, посвященный предстоящему 85-летию всемирно известного французского хореографа Ролана Пети. В Европе уже состоялись подобные празднества, и сейчас маэстро с радостью согласился приехать в Россию, активно участвовал в создании концепции вечера и подборе танцовщиков. На следующий день будет показана программа под названием "Великие классические па-де-де". Ее цель - представить танцовщиков лучших на сегодняшний день театров мира. Приглашены солисты Большого театра, балетов Гранд-опера, Берлинской и Римской оперы, театра "Ла Скала", Американского театра балета, Английского национального балета и Королевского балета Великобритании.

в: Что вы будете танцевать?

о: Не хотелось бы говорить об этом сейчас. Должен быть элемент неожиданности...

в: Но есть надежда, что мы увидим какой-то совершенно новый номер?

о: Я исполню композиции Ролана Пети, которые российский зритель еще не видел. Все они входят в золотой фонд его хореографии.

в: Вы собираетесь встречаться с маэстро?

о: В моем графике запланировано несколько репетиций с его участием. Мы уже встречались и расстались близкими друзьями. С нетерпением жду новой встречи. Она состоится уже в ближайшие дни.

в: У вас юбилей. Небольшой, но юбилей. То, что вы сделали за это время, хорошо известно. Поэтому спрошу вас о несделанном.

о: Давайте не будем называть эту дату юбилеем. Просто день рождения. А по поводу несделанного... Очень хочется спектаклей, связанных с современной пластикой балета. Она позволяет мощнее выразить переживания человека. Сейчас много синтетических зрелищ, включающих в себя различные искусства. А хотелось бы открыть для экспериментов и балет. Классический балетный спектакль - жесткие рамки красоты. Внутри них томится масса нереализованной энергии.

в: Вас называют иконой русского балета, и не всегда это журналистский штамп. Вы себя таковой ощущаете?

о: Я думаю, то, о чем идет речь, - образ. Это предположение, надежда, желание, предпосылка, тоска по высокому... Вообще, если углубляться в тему, каждый из нас иконообразен. Мы носим в себе святость. Она проявляется в разной степени, но потенциально заложена во всех нас. Может быть, поэтому люди, особо чувствительные к искусству, говорят об иконе. Так они формулируют ощущение, которое, возможно, пережили во время спектакля.

в: Вы практически всю свою артистическую жизнь живете в этом образе. Вам легко?

о: Соответствовать высокой планке всегда сложно. Для этого нужно работать и душой, и телом. И когда перед тобой есть ориентир, когда тебя награждают доверием, естественно, легче собрать воедино усилия и волю. Выбрать путь. Не разбрасываться. Всегда важна внутренняя цель. А в данной ситуации именно эта планка, этот идеальный образ совпадает с моими внутренними стремлениями. Но у меня нет цели соответствовать чужому идеалу, а есть простая человеческая задача жить и двигаться вперед.

в: Сами вы склонны творить себе кумиров?

о: Сотворение кумира - необъективное мироощущение. Как болезнь. Когда человек слепо обожает кого-то или что-то, его действия направлены только на этот предмет. Все остальное отсекается. Мне бы не хотелось впасть в такое состояние. Я стараюсь уважать талант каждого человека. Хотя тоже могу перед кем-то с восхищением преклоняться.

в: Вспомните, пожалуйста, свои последние "восхищения".

о: Дайте подумать, их много... Музыка Родиона Щедрина. Альт Юрия Башмета. Михаил Николаевич Барышников - уже не как гений танца, а как человек, который продолжает свою творческую жизнь, открывая таланты других. Я была в его нью-йоркском Центре искусств. Молодые режиссеры и хореографы имеют там возможность бесплатно ставить спектакли, репетировать. Впечатления остались неизгладимые.

"В Питере я чувствую себя гостьей"

в: У многих зрителей ваш танец ассоциируется с Петербургом. Меня тоже удивляет, насколько точно вы воплощаете его ауру. А каковы ваши личные взаимоотношения с этим городом?

о: Я ведь на самом деле не петербурженка. Я родилась в Крыму. И мои отношения с Питером складывались сложно. Когда я приехала сюда в начале 80-х, город выглядел неприветливо. Нарастающая нищета, ветшающие здания, наводящие ужас дворы - вот мои первые нерадостные впечатления. Плюс усугубившее их детское одиночество. Все восемь лет обучения в хореографическом училище я жила в отрыве от родителей. Более светлый этап наших отношений начался с возрождения города. Им стали заниматься с любовью, и в его облике появились новые оттенки и необычные полутона. Но и сейчас красота Петербурга поражает меня неизживаемой грустью. Я не перестаю ощущать его отстраненность.

в: Он так и не стал для вас домом?

о: Мой дом там, где люди, которых я люблю. А Питер живет своей жизнью. В нем я чувствую себя гостьей. Иногда - после поездок и гастролей - мне бывает тяжело возвращаться. Я разговаривала об этих ощущениях с людьми, которые боготворят Петербург и умеют найти с ним контакт. Они считают, что такое восприятие Питера вполне естественно. Он ведь не просто так возник, не от спонтанного радостного решения и ощущения света. Скорее наоборот. Судьбы его обитателей часто сложны и трагичны, и эта история витает в воздухе.

в: А какое впечатление производит на вас Москва?

о: Москву просто люблю, но устаю от ритма и озабоченности ее жителей. Московские расстояния наваливаются дополнительным количеством минут. Туда добежать, там перейти, здесь обогнуть - и время потеряно.

в: Я видела вас в Малом зале Московской консерватории, когда Майя Плисецкая и Родион Щедрин праздновали золотую свадьбу. Какое влияние - творческое и личное - оказала на вас эта пара?

о: Для меня этот союз уникален. Две легенды в одной судьбе. История полна примеров, когда одна яркая личность разрушала другую. А в данном случае два уникальных человека смогли сосуществовать, взаимодействовать, вдохновлять друг друга. То, что я живу с ними в одно время, могу с ними общаться, слышать, как композитор исполняет свои произведения, - уже счастье. Так получилось, что мое место находилось рядом с тем, где в первом отделении сидела Майя Михайловна, а во втором - Родион Константинович. Интересен был опыт прикосновения к их человеческой энергии. Интересно было почувствовать, какие они вблизи. Вот так - на уровне плеча к плечу... Я убеждена, что Щедрин - абсолютно современный гениальный русский композитор. Сложный для восприятия, но очень глубоко отражающий суть сегодняшнего российского человека. Мы не можем дать определения - какие мы, а в сочинениях Щедрина оно есть, и ему не требуется словесных объяснений.

в: Майя Плисецкая танцует в 82 года. Вы представляете себя на сцене в таком возрасте?

о: Пока не думала над этим. Я стараюсь жить сегодняшним днем.

в: Но все-таки - что дальше? Сейчас вы в расцвете, но настанет день, когда балет для вас закончится.

о: Это непростая тема и для меня, и для многих моих коллег. Начиная с 10-летнего возраста, наша жизнь - балет. Все поставлено ему на службу. И когда срок действия инструмента, которым является твое тренированное тело, заканчивается, встает вопрос: как свои профессиональные качества применять дальше? Кем быть? Педагоги в таком количестве не требуются. Профессия хореографа - особый талант. И что в итоге? Психологическая смерть. Я всю жизнь мечтала заниматься живописью, дизайном, иностранными языками, но времени не хватало. А сейчас я уже не в том возрасте, чтобы эти стремления сделать профессией. Получается, что ты - израсходованный материал, который переработке почти не подлежит. На Западе ситуация обстоит благополучнее. Например, Гранд-опера просит своих этуалей ставить какие-то несложные номера и оформлять сценические костюмы, как в школе, так и в театре. В Голландии из зарплаты танцовщика ежемесячно удерживается некоторая сумма, а после выхода на пенсию человек получает эти деньги на обучение другой специальности. У нас же трагедии оттанцевавших артистов остаются незамеченными. Как трагедии пенсионеров. Как невостребованность специалистов с уникальным высшим образованием, вынужденных работать не по специальности. В этой ситуации остается надеяться на частную инициативу. Вот Жене Миронову в союзе с другими актерами удалось создать Фонд помощи престарелым артистам. И я с удовольствием буду участвовать в его акциях. Пусть один фонд не решит всех проблем, но хотя бы поддержит тех, кому неоткуда ждать помощи сегодня и сейчас.

"Любовь внутри тебя и любовь к тебе"

в: Долгое время ходили слухи, что вы возглавите балетную труппу Мариинского театра. Они имеют под собой почву?

о: Слухи есть слухи. Что касается конкретных фактов, то на сегодняшний день я прима-балерина Мариинского театра. У нас есть художественный руководитель театра Валерий Гергиев и есть исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Юрий Фатеев. Сейчас вопрос стоит о том, чтобы у балета был еще художественный руководитель. Предполагается, что им должен стать хореограф.

в: Вам лично не хватает художественного руководителя?

о: Конечно, не хватает. Отсутствие худрука сказывается на уровне художественного процесса. Вопросов много - как идут спектакли, какова режиссура на сегодняшний день, каков уровень танцовщиков как актеров. Именно как актеров. Иначе балет разрушается при видимом его благолепии. Из него уходит смысл. Он становится похож на спортивное мероприятие, но без присущего спорту азарта и стремления к победе. Так зачем тратить время на это зрелище? Мне, например, танцевальная сторона балетов известна. Меня больше интересует их эмоциональная наполненность, актерская отдача всех без исключения участников спектакля. Следить за тем, чтобы балет оставался искусством, волнующим человека, входит в рутинные, повседневные обязанности худрука. И это помимо его главной цели - создания новых спектаклей, поиска интересных хореографов... Словом, того, что составляет объемное понятие "художественное руководство".

в: Странная ситуация. Худрук остро необходим, а его нет. Может быть, Валерию Гергиеву не хочется делить полномочия?

о: У меня не создалось такого впечатления. Он в поиске. Найти художественного руководителя, соответствующего масштабу Мариинского театра, - тяжелая задача.

в: На прощание позвольте короткий блиц-опрос из анкеты Марселя Пруста. Какие слабости вы готовы себе простить?

о: Нетерпеливость.

в: Качество, которое вы больше всего цените в женщинах?

о: Доброта, мудрость, терпение.

в: Качество, которое вы наиболее цените в мужчинах?

о: Ум, великодушие, ответственность.

в: Ваше представление о счастье?

о: Любовь внутри тебя и любовь к тебе.

Светлана Наборщикова


Известия 22.10.2008
Сайт создан в системе uCoz