ТАКАЯ, КАК ЕСТЬ

За десять лет в Мариинском театре УЛЬЯНА ЛОПАТКИНА собрала все мыслимые балетные титулы — заслуженная артистка, «Божественная», «Душа танца», Outstanding Performance of the Year Award, «Триумф»… Она мегазвезда, самая востребованная и самая недоступная для прессы балерина отечественного балета. Исключение Ульяна сделала только для журнала ELLE, согласившись дать интервью НАДЕЖДЕ КОЖЕВНИКОВОЙ. Фотограф ВЛАДИМИР МИШУКОВ.
Мы сидим в Мариинке, в ложе бенуара. Позолоченный театральный зал сейчас пуст. Через полтора часа обитатели замка Равенсвуд станут страдать и умирать здесь под сладостную музыку Доницетти к «Лючии ди Ламмермур». Но пока все тихо. И Ульяна Лопаткина, сосредоточенно нахмурив красивый лоб, правит распечатанные страницы — интервью для ELLE..
Это наше второе — и, по сути, настоящее знакомство. Первое — месяц назад — проходило в обстановке, приближенной к боевой. Ульяна, строгая, тонкая, с гладкими волосами и непроницаемым лицом, вошла и с ходу лишила надежд съемочную группу, прилетевшую из Москвы (это после многомесячных изнуряющих переговоров с пресс-службой и дирекцией театра!): «Нет, переодеваться я не буду. Я бы хотела сниматься в своих вещах или в чем-то театральном!»
Приговор прозвучал в ответ на попытки стилистов как-то по-особенному посадить ее у стены в забавном фраке и остроносых ботинках. Ничего тогда не вышло! Создать андрогинный образ в духе Серебряного века не удалось. И чемодан одежды, специально привезенной для съемок, улетел обратно в Москву. Но сегодня Ульяна другая. Даже улыбается. И как будто никуда не спешит, несмотря на неумолкающий мобильный. За последние пятнадцать минут ей позвонили муж, мама, кажется, костюмер, напомнили, что надо забирать дочку Машу, куда-то ехать, с кем-то встречаться. Но Ульяна не исчезает, а, дирижируя карандашом, искореняет в интервью какие-то неточные слова, снова и снова пытаясь объяснить, почему так не любит встречаться с журналистами и позировать фотографам глянцевых журналов.

«Вы знаете, стилисты привозят для меня вещи — хотят примерять какие-то ими созданные образы, придумывают целое действо. Но мне эта игра вне сцены дается тяжело. Когда на спектакле я выполняю жуткой сложности движения, к которым надо готовиться с детства и вытереть сто потов, — это как раз те условия, где я могу обрести внутреннюю свободу На сцене музыка провоцирует меня на открытия. А одежда не провоцирует, а просто создает настроение. Я в театре обычно хожу в кроссовках, в чем-то спортивном, удобном. Это рабочий стиль. Меня в рабочее время «женщиной» никто здесь не привык видеть. Мы все, или почти все, балетные так ходим — снял с ноги шерстяную гамашу, повязал на шею! Что с утра натянул — джинсы, любимый свитер, в том и побежал. Такой подростковый стиль. Мы законсервировались в «выпускном» возрасте и облике. И кто поверит, что такому «подростку» уже 30 лет!

ELLE Но считается, что балерины так элегантны, женственны — и на сцене, и вне ее!
У.Л. Вы когда-нибудь видели, как балетные сильфиды выглядят в рабочие будни — скажем, когда пьют кофе в служебном буфете? Как жуткие виллисы — синяки под глазами, бледные лица. Кто-то, кажется, из хора, сказал однажды: «Балет? Да там женщин и не увидишь!» Потому что все мы как лошади работаем. Некогда прихорашиваться. Это на приемах все замирают от восхищения. А танцоры привыкли к партнершам с красными и мокрыми от пота лицами. Все это несколько меняет представление о сказочной красоте балета. Но в этом мире мы проводим две трети жизни. Балет - жестокая профессия, забирает человека полностью. А как только начинаются все эти съемки, пресса, это тут же сказывается. РR ведь тоже отбирает силы. Вообще, чем больше говоришь о себе, тем меньше остается времени на дело. Слово имеет таинственную силу. Поэтому не стоит им бросаться. Это из области, которую мы не можем анализировать. Такая немного мистическая зависимость.
ELLE Поэтому Вы не даете интервью?
У.Л. Я не даю интервью без особого повода. На самом деле можно сойти с ума, отвечая на одни и те же вопросы. Сейчас у меня новых работ нет. Я только недавно вернулась в театр после долгого перерыва. Стараюсь восстановиться. Надо много работать. Вот поэтому нет необходимости в интервью. А что вы подумали?

Лично я подумала, что, как истинная звезда, абсолютная и самодостаточная, Ульяна просто избегает ненужного общения, что она научилась решительно отсекать главное от второстепенного. «Да не научилась я! В том-то и дело!» — в голосе Лопаткиной чуть ли не отчаяние. «Решительно отсекать», по ее словам, хотелось бы попытки прессы делать из нее звезду— ледяную приму, чья ослепительная «звездность» сверкает в каждом движении.

У.Л. Люди видят прямую спину и серьезное лицо — значит, «она умеет отделять главное от суеты». Но я живая, и у меня хватает недостатков. Нельзя сказать, что с моим появлением все окутывает розовая дымка, что это у меня такой божий дар делать все вокруг прекрасным и значительным. На самом деле у меня бывают периоды безволия, случаются сбои, паника на сцене, ошибки от усталости - и все это приводит в состояние мрачного уныния, получается холодный спектакль. И это чувствует зритель. А предполагается, что каждый раз одно и то же «Лебединое озеро» надо танцевать по-разному. Балетная жизнь — это ежедневное преодоление физической и душевной усталости, перегрузки, стрессы. Беспокойство о том, что не получается партия, болит нога, низкое давление, партнер на репетиции был недостаточно внимателен, завтра опять уезжать, чемодан не собран... А жизнь идет. И в ней не одно только «Лебединое озеро», правда?

Решаюсь напомнить, что не все так ужасно: суровые критики давно превратились в нежных лириков и уже без всяких многоточий говорят об Ульяне как об артистке, которая вернула балету его большой стиль и заняла место у «врат царства классической хореографии». Но картина, где восторженные балетоманы, вставая в театральных креслах, шепчут: «Божественная!» — кажется Лопаткиной слишком сладкой.

У.Л. История про мегазвезду мне дорого достается: она ставит меня под прицел со всех сторон. Гораздо легче быть подающей надежды девочкой. Это состояние легкое, окрыляющее. Но чем выше удается подняться по ступеням профессии, тем больше там всяких «многоточий». Я ведь не только догадываюсь о том, сколько от меня ждут. Об этом говорят, пишут. Конечно, критик не обязан думать о том, что чувствует балерина на сцене. То, что она переживает, и то, что видит зритель из зала, — две параллельные реальности. Иногда сжигаешь столько нервных клеток из-за помарки в танце, а потом смотришь видеозапись — и ясно, что это был ничтожный нюанс, который вообще незаметен. Иногда первый шаг из-за кулисы на сцену дается с таким трудом и нервами! Так что сначала хочется понимания и только потом — критики и жесткого анализа. Поэтому я, например, очень благодарна своему мужу, когда он в зале смотрит спектакль и переживает за меня.

Меня предупредили, и я твердо усвоила, что Лопаткину ни в коем случае нельзя спрашивать о «личном». Она не станет отвечать, а может вообще прервать интервью. Я и не пытаюсь проникнуть в запретную зону. Вопрос лишь в том — где проходит граница. Когда Ульяна, что называется, «в зените славы и успеха» покинула сцену, вышла замуж и родила маленькую Машу, это переживалось абсолютно незнакомыми ей людьми как личная драма. И дело было не в том, что она неожиданно для многих вышла из привычного образа «Жизнь в искусстве». Всех — а особенно тех, кто знал еще и о ее травме, — одинаково волновал вопрос, вернется ли она на сцену.

ЕLLE Вы пропустили сезон 2001/2002 года, родили дочь, потом перенесли тяжелую операцию. Не было страха вообще не вернуться в театр?
У.Л. Страх был. На уровне подсознания. Но я отгоняла от себя эти мысли. Когда я оставила театр, то чувствовала такую усталость, такую загнанность! Ведь я годами полностью была сосредоточена только на профессии. Помню, когда дала свое первое телеинтервью, мне потом в театре говорили: «Надо же, ты, оказывается, умеешь улыбаться!» Наверное, у меня произошла «передозировка» ответственности. Так что очень долго я в театр даже не заходила. И когда проезжала мимо, смотрела на это здание, где внутри народ «пыхтит-кряхтит», борется, пьет кофе в перерыве, даже не замечая, какой месяц и день на дворе, — я ничего не ощущала. Как будто у меня с этим миром ничего общего.
ЕLLE И что Вы делали все это время?
У.Л. Полгода просто жила, занималась домом, обычными делами. Но потом прошли месяцы, и захотелось опять балетных движений. Стала скучать по утренним классам, когда все собираются полумертвые и делятся острыми ощущениями: у кого — нога, у кого — спина, у кого что болит... Балетный мир правда очень замкнутый. Он человека не выпускает, потому что профессия чрезвычайно трудная. Она требует тебя всего. Даже если ты проведешь в классе меньше времени и дашь телу отдых, голова-то продолжает работать, и все равно не удастся дышать полной грудью за пределами театра. У тебя просто не остается сил на другое. Балетный мир, может, не такой яркий и сказочный, а сила переживания все-таки перетягивает сюда.
ELLE Майя Плисецкая рисовала театр как бесчеловечную, жесткую машину. Вы согласны, что это «механизм, который надо победить»?
У.Л. Я бы скорее сравнила театр не с машиной, а с очень сложным организмом. И он, так же как человеческий, то хорошо себя чувствует, то переживает какие-то болезни, эмоциональные спады или подъемы. Нельзя сказать, что театр съедает людей, что он их ломает. Он их испытывает. Мне кажется, нужно суметь вжиться в этот организм и стать его частью. Если есть, конечно, такое желание. Но это процесс индивидуальный — зависит в том числе от твоих возможностей, воспитания. С кем ты выстроишь отношения и будешь ли выстраивать вообще — десять лет ходить и кланяться! В общем, театр — это, конечно, люди, которые обитают в нем. Все зависит от людей. Хотя не все...
ЕLLE Не все звезды балета решаются пожертвовать ради материнства хотя бы частью карьеры. Как Вы рискнули?
У.Л. Подарить жизнь новому человеку неизмеримо важнее, чем станцевать «Лебединое озеро». Вообще все в жизни бывает не так, как представляешь. Вот говорят: «Ты сразу почувствуешь — этот ребенок твой, частица тебя!» Когда родилась Маша и ее положили рядом, я посмотрела — вылитый папа, ничего моего, смотрит строго синими глазами, совершенно отдельная личность, и мне теперь с ней жить! Вот о чем я тогда подумала. Но я уверена (поскольку на себе уже испытала), что Бог не зря дал возможность женщине быть матерью. Материнство будто открывает какую-то новую «дверь» в женской сущности. Конечно, нельзя сказать, что это «сказочный процесс, который облагораживает женщину и она расцветает». Нет, это совсем иначе. Это труд титанический. Сказано, что женщина, когда рожает, очищает душу страданием. Ничего подобного. Душа очищается, только если всю последующую жизнь идешь по пути терпения и ежедневного самопожертвования и проходишь этот путь с любовью. Мне все это еще предстоит. Но без Маши я уже свою жизнь не представляю.
ЕLLE Но Вы не колебались: рожать или нет, сейчас или немного погодя?
У.Л. У меня это было зрелое решение. Я давно знала, что, когда выйду замуж, буду иметь детей. Если человек замкнут на себе — это рано или поздно ведет к самоуничтожению. С рождением ребенка появляется ответственность, навсегда исчезают скука и ощущение одиночества, ты вынужден менять ритм жизни, все успевать, изыскивать для этого ресурсы, и сам становишься больше, глубже. Воспитание ребенка — хорошая цель в жизни, которая стоит усилий и напряжения, одновременно и глубокая, и высокая.
ЕLLE А восстановиться и вернуться на сцену было сложно?
У.Л. Меня поддерживали коллеги — мамы, которые это прошли. У нас в балетном мире все другое, и послеродовой опыт тоже. Чувствуешь на уровне движений особенности и возможности тела, пережившего роды. Мне объясняли: «Не ломай спину! Не бросай так ноги». Ну, и я доверилась чужому опыту. Но все равно прошлый сезон показал, как трудно разрываться между работой и маленьким ребенком. И — господи помилуй, бедные женщины! — как все это сложно. Хочется быть и хорошей матерью, и хорошей балериной, и хорошей женой.
ЕLLE Семья поддерживает Вас в этом стремлении?
У.Л. Мои родные стараются изо всех сил. Но силы у всех разные, и понимание того, что требуется, тоже. А жизнь с балериной — вещь сложная.

Семья Ульяны сегодня — это дочка Маша и, конечно муж - Владимир Корнев, директор филиала французской строительной компании. Я осторожно интересуюсь, насколько могут совпадать взгляды на дом, карьеру и другие жизненные ценности у балерины и бизнесмена.
Ульяна терпеливо объясняет, что строительным бизнесом муж занимается не всю жизнь. Вообще-то он — выпускник Академии имени Репина, архитектор, художник, литератор. Когда-то штурмом взял академические бастионы, приехав в Питер из Челябинска.
В Петербурге они какое-то время существовали параллельно: он - студент, Лопаткина — прилежная ученица Вагановского училища. Но точки пересечения, оказывается, намечались уже тогда: «Когда я брела куда-нибудь мимо Екатерининского сада с портфельчиком, там всегда в начале 90-х можно было встретить художников. И Володя там мог быть, как он говорит». Во всяком случае, замечает Ульяна, сегодня поводов для разногласий в их семье не больше, чем в любой другой, и скорее уж они связаны с тем, что под одной крышей — два «творца».

У.Л. Володя очень переживает, что жесткий бизнес-распорядок не оставляет времени для творчества. Но все равно он что-то успевает делать, придумывает разные истории, пишет книжки. И я могу сказать, что у меня очень неспокойно на сердце, если мой муж не может быть на спектакле. Даже сформулировать трудно: мне необходимо его присутствие. То есть обязательно нужно, чтоб он пережил спектакль со мной: если бы он не обращал внимания на трудности моей профессии, не замечал моих переживаний, то мне было бы очень досадно. Но, слава богу, мы учимся понимать друг друга. Он сидит и ужасно нервничает в зале, когда я на сцене. Но каждый раз я говорю ему: «Если ты не придешь, что-то в наших отношениях нарушится». А так мы существуем как бы в одном мире.

Я на всякий случай уточняю, так ли велика разница между Ульяной Лопаткиной в театре и дома. Но Ульяна решительно не видит никакого противоречия между честолюбием артистки и самоотречением жены и мамы.

У.Л. Я везде такая, какая есть. Просто в профессии и в театре требуются качества, которые не всегда нужны дома. В театре необходимо проявлять больше силы характера, больше воли. Хотя как сказать! Какие-то качества, приобретенные в профессии, помогают в семье: выдержка, спокойствие в трудной ситуации и умение терпеть. Говорят, что семья - это школа любви. Сказано точно. Теперь, когда я вышла замуж, я это понимаю. Любить так, чтобы это чувствовали другие, не срывать свое плохое настроение на других, дарить окружающим мягкость, сглаживать острые углы, уметь посмотреть так, чтобы воздух, готовый взорваться, мгновенно охладился, - этому всему нужно учиться... Но это стоит труда.
ELLE А у Вас есть собственная формула успеха дома и в карьере, рецепт для личного применения?
У.Л. Пожалуй, нет. Хотя как-то моя тетушка, которую я очень люблю, сказала: «Чтоб не потерять себя в очень интенсивном, разрушающем ритме жизни, будь то большой город или общество людей, важно найти свою тропу, свою линию жизни. И по этой тропинке всегда ходить». То есть надо видеть цель, идти к ней и не терять себя. И очень часто помогают принципы, стержень внутренний — они не дают впасть в отчаяние, уныние. Вопрос сложный.

С неумолимой ясностью ощущаю, что сейчас, как в шварцевской «Золушке», откуда-нибудь раздастся: «Ваше время истекло, кончайте разговор!» Пора благодарить и прощаться. Но, будто осознав, что не каждому дано воспользоваться ее верной, но такой трудновыполнимой формулой удачи, Ульяна, как человек ответственный, спешит подсказать более простой рецепт: «И знаете, может, в дополнение еще вот что: даже в самый серый будничный день нужно помнить, что именно такого дня в твоей жизни никогда больше не будет!».

Журнал ELLE февраль 2005

Сайт создан в системе uCoz