"Чес" для Лопаткиной


Москва продолжает праздновать 100-летие "Русских сезонов" Сергея Дягилева. После "Павильона Армиды", представленного Андрисом Лиепой и театром "Кремлевский балет", "сезонную" эстафету приняло Национальное концертное агентство. Благодаря его стараниям в Театре оперетты прошел вечер под названием "Павлова - Нижинский Гала". В программе значились композиции из репертуара великих танцовщиков - одноактовки "Шопениана" и "Видение розы", фрагменты балетов и концертные номера.
Поначалу вместо двух легенд русского балета в афише упоминалась одна. В конце декабря по Москве запестрели рекламные щиты с броской надписью "Нижинский - Гала". В роли Нижинского был заявлен худрук балета Берлинской государственной оперы Владимир Малахов. Однако вскоре выяснилось, что Малахов не собирается принимать участие в концерте - в этот день он запланировал отдых на Мальдивах. Запутавшиеся в переговорах организаторы бросили на амбразуру премьера Большого театра Дмитрия Гуданова. Ему предстояло заменить Малахова в репертуаре дягилевского премьера. Чтобы придать концерту большую весомость, к Нижинскому решили добавить Павлову - Ульяну Лопаткину, а на роль арт-директора обновленного проекта пригласить Ирину Чистякову. Надо сказать, что упоминание этого имени навело балетоманов на серьезные сомнения относительно достоинств предлагаемого продукта.
Когда-то г-жа Чистякова с успехом танцевала в Мариинском театре. Затем перешла на педагогическую работу и стала репетировать с Ульяной Лопаткиной. Очевидно, это обстоятельство разбудило в душе экс-артистки предпринимательский азарт. Теперь г-жа Чистякова является арт-директором примы и вывозит в Первопрестольную концерты более чем сомнительного качества. Приятным исключением стал недавний вечер хореографии Ролана Пети. Но там, видимо, сказалось кураторство маэстро, который лично составил программу и подобрал артистов. Что касается "Павлова - Нижинский Гала", то худшие опасения, к несчастью, оправдались. Широко разрекламированное мероприятие оказалось банальным "чесом".
Устроители настригли фрагменты из репертуарных балетов. Добавили к ним ходовые концертные композиции. Снабдили их шипящими фонограммами и донельзя аляповатыми задниками (художники дягилевской антрепризы дружно перевернулись в гробу). Позвали артистов первого эшелона - премьеров БТ Александрову, Рыжкину, Гуданова. Еще несколько человек, подающих надежды, - солистов Мариинки Осмолкину, Образцову, Шклярова. И увенчали эту пирамиду несравненной Ульяной. Получившуюся конструкцию продали по суперценам: посидеть в партере можно было за 8000 рублей, а постоять на галерке - там, где видны люстра и часть сцены возле кулисы, - за 500.
Если бы за эти деньги предлагался достойный, сделанный с уважением к великим танцовщикам концерт, обид было бы меньше. Однако хороший проект на эту тему - занятие трудоемкое, требующее и знаний, и вкуса. Нужно пригласить грамотного постановщика, провести архивные изыскания, вывести на свет божий забытые композиции (у той же Павловой был огромнейший концертный репертуар), продумать сценографию и свет, поработать с артистами над стилем... С кондачка такую махину не поднять, а тяжеловесов в команде г-жи Чистяковой не обнаружилось.
Танцовщиков упрекнуть не в чем. Они старались в меру сил. Интересно смотрелся Дмитрий Гуданов в "Видении розы", где хореограф Михаил Фокин хотел видеть не мужчину-кавалера, а аромат розы, дух, мечту. Гуданов таковым и был. Понравился Андрей Меркурьев в "Петрушке" - марионеточная пластика пришлась танцовщику к телу. Вовсю кокетничала милая барышня Евгения Образцова, оттанцевавшая "Шопениану", "Петрушку" и "Карнавал". Всё - с одинаково пленительной улыбкой. Ее товарка по Мариинке Екатерина Осмолкина, танцуя па-де-де из "Жизели" (партнер -Владимир Шкляров), представила свою трактовку роли. На финальных тактах девушка так стремительно упрыгала в кулисы, что впору было говорить не о бесплотном создании, а о резвой Диане-охотнице...
Лопаткина - главная приманка вечера - была традиционно хороша. А в дуэте из "Шехеразады" (партнер - Гуданов) и в монологе Никии из "Баядерки" просто блистательна. Однако негоже нашей приме прикрывать своим именем откровенные халтуры. Тем более что перфекционизм Лопаткиной уже стал легендой. Или мы присутствуем при ее угасании?

Светлана Наборщикова


Известия 11,02,2009

Сайт создан в системе uCoz