Лебединый тираж
В Петербурге прошел фестиваль балета Мариинский
|
Восьмой фестиваль «Мариинский» отличался от предшественников «блоковой» системой. Основу программы составили шесть показов балета «Лебединое озеро» подряд. Похоже, на прежних фестивалях на одно название случались несколько звездных претендентов, и оттого родилась идея предоставить им возможность посоревноваться.
Но смотра собственных достижений не предусмотрели. Отличий, кроме исполнителей главных партий, было немного. Не озаботились даже соответствием фактур. Рослую владетельную принцессу определили в мамы и высоким принцам, и тем, кто едва выше ее плеча. Был шут со сказочными заносками и точной техникой (Григорий Попов), Ротбарт с впечатляюще агрессивной пластикой (Илья Кузнецов) - единственные. В характерных танцах везде была к месту Елена Баженова. Красиво танцевали Яна Селина в неаполитанском, в испанском - Ислом Баймурадов и Александр Сергеев. В па-де-труа составы были не лучшего качества и изменялись мало. Были бессменные маленькие лебеди, неравноценные большие.
В лебединой стае давала себя знать «некондиция», в том числе танцевального порядка: то выход как на бреющем полете, то вместо маленького прыжка переступали ногами. Но вымуштрованы лебединые сцены по линеечкам. Зато в придворных заметно комкали линии и передвижения.
По ведущим исполнителям в «Озерах» определились своеобразные двойники. Самая впечатляющая энергетика у Дианы Вишневой - театр пора реставрировать, пока не рухнул. Встреча Одетты с принцем, от которой мороз по коже. У балерины свои акценты в движениях и мимике, свое интонирование. Одиллия с бледным лицом, безумно красными губами - жуткая и притягательная победительница с хлесткими фуэте. В последней картине у Одетты отсутствующий взгляд и боль в лице. Нет жалобы - просто осознание факта. В финале Ротбарт побежден именно потому, что Одетта и принц (Игорь Колб) были вместе.
С Тамарой Рохо танцевал тоже Игорь Колб. И выглядел совершенно иначе: безупречный, живой танец, согласованный дуэт. Рохо танцевала не по-нашему: танец не льется - это раздумье с его неровным дыханием. Крошечная балерина сумела освоиться в протяженном рисунке хореографии. Безусильность техники создавала колдовскую атмосферу. У Одиллии были глаза с поволокой, она не бравировала виртуозностью: ровные фуэте с удвоениями, с равномерным продвижением точно вперед были исполнены со змеиной невозмутимостью.
Еще соревновались душа и дух. Джиллиан Мерфи - самая русская по душевности. Но не по фактуре: уютная, без намека на балетную или модельную иссушенность. «Домашнести» добавлял и нелепый вырез корсажа, подрисованный красным в области желудка. У балерины легкое движение, свободные замедленные темпы, но странным образом нет кантилены. Может быть, потому, что танец при этом на стальном каркасе. Или потому, что она казалась слишком взрослой рядом с юным принцем Андриана Фадеева. Здесь и Одиллия не покоряла мужчину, а опекала мальчика.
Ульяна Лопаткина, как принято, танцевала про высоты духа в лебедином переложении. Получились почти показательные выступления. Одетта пропела всю пластическую партитуру. Одиллия не сказать, чтобы темпераментная, скорее - церемонная (кода в замедленном темпе, танцуя тщательно и внятно, потеряла бравурность). Евгений Иванченко, недавно произведенный в премьеры, выглядел данью условности: требуется партнер - вот он. Неважно, что даже толком поддержать на турах, не говоря уже об актерском дуэте, не смог.
У Марии Александровой была битва за лебедя. На этот раз проигранная - напор не заменил певучести. Данила Корсунцев докручивал балерину на вращениях, старался сыграть любовь и уже к середине спектакля имел усталый вид. Дуэта не получилось: каждый говорил о своем. Одиллия впечатляла жутковатой гримасой: выдвигая голову вперед, улыбалась на поллица, подняв бровь. Техникой в этот раз блеснуть тоже не удалось.
Виктория Терешкина утверждала свое право на «Лебединое». Белое адажио получило непривычную для артистки протяженность. Одиллия - самоуверенность, но больше в манере, чем в технике. Принц почти все время дружелюбно улыбался. Анхел Корейя продемонстрировал весь арсенал: темповые туры, хотя не идеальные по рисунку, безукоризненный апломб, прыжки. Но победить не «лебединые» фактуру и характер не получилось.
Премьер на фестивале было три: «Стеклянное сердце» на открытии, в финале «Карнавал» и «For Four». Для первой Кирилл Симонов сочинил историю любовного треугольника на основе реальных взаимоотношений Александра Цемлинского (его музыку хореограф использовал для балета), его ученицы и возлюбленной Альмы Шиндлер и Густава Малера, женой которого стала Альма. В спектакле замечательно сыграли артисты Екатерина Кондаурова, Ислом Баймурадов, Максим Зюзин, станцевали Яна Селина, Светлана Иванова, Антон Пимонов. Для полного успеха не хватило достойной хореографии и развития действия. Танцы здесь однообразно-причудливые. Извиваются руки, по большей части сомкнутые в замок, извиваются тела. Происхождение пластики: классика, модерн, фигурное катание. Источники подражания: Форсайт, Эйфман, Эк, сам Симонов и еще многие-многие (хореограф обладает впечатляющим зрительским опытом). Поскольку для всех героев пластика практически одинакова, сюжет двигают мимические дополнения. Густав избивает Альму, Альма затаскивает Александра к себе на стол, герои периодически прикладываются к текущей на протяжении всего действия из крана воде, кордебалет бегает с лейками, смотрит на часы. Оформление Эмиля Капелюша в этом спектакле самая многозначительная часть. Туча луков, схема колесницы, ледяной частокол - художник мастер подобных лаконизмов.
Фокинский «Карнавал» возобновил Сергей Вихарев. Новая работа не слишком отличима от прежней - Константина Сергеева. Оформление зрелищного Бакста поменяли на почти концертную «коробку». Вихарев, у которого слава хорошего репетитора, почему-то не научил артистов стилю. «Карнавал» - спектакль эпохи, когда кукла еще не плачет настоящими слезами, клюквенный сок не превращается в кровь, a pas de bourree suivi не столь утомительны, как в «Петрушке». Но артисты, как в «Стеклянном сердце», играли «от себя» и, даже нарядившись в утяжеленные костюмы, остались такими же, как в облегченных балетных. Потому лучше всего получилась танцевальная партия Бабочки (Яна Селина). Арлекин - второй танцевальный двигатель - Владимиру Шклярову удался не вполне: артиста не хватило сразу и на танец, и на актерство. Коломбина (Евгения Образцова) с ее яркой определенностью мимики была на своем месте. Масочная игра и ходульная драматическая - разные вещи, потому пытавшийся драматизировать роль Пьеро Ислом Баймурадов проиграл. Не хватило наивности.
А в «For Four» - самоопределения. Мариинские танцовщики стремились в ансамбль. Хотя Андриан Фадеев, Михаил Лобухин и Александр Сергеев - очень разные и достаточно яркие для соревновательной хореографии индивидуальности. Но лишь случайно попавший в состав Анхел Корейя чувствовал себя самостоятельной единицей.
На заключительном гала-концерте наиболее успешно выступили два гостевых дуэта. Алина Кожокару и Йохан Кобборг в па-де-де из «Коппелии» красиво обыграли вязь танца. Неотразимо обаятельная пара, как всегда - совершенный актерский дуэт. Люсия Лакарра и Сирил Пьер в дуэте Ролана Пети «Таис» легко скользили в каскаде поддержек, у них хореография сама передавала все нюансы настроения. Ульяна Лопаткина в дуэте из «Кармен» тоже выразительно воспроизводила рисунок, но не соблазн. А в «Trois Gnossienes» нынешнее исполнение проиграло прежнему по единственной причине: партнер Иван Козлов примечателен только ростом. Остальным тоже что-нибудь, да мешало. Ирме Ниорадзе в «Лебеде» - чрезмерное старание. Михаилу Лобухину в па-де-де из «Талисмана» - партнерша. Зато порадовала в па-де-де из «Корсара» Алина Сомова: сил ей по-прежнему хватает не всегда, но появились (или вернулись) признаки академизма в манере и танце. Если это влияние партнера Анхела Корейи - надо приглашать его чаще.
«Ballet Imperial» - королевство Виктории Терешкиной. После «Лебединых», «Баядерок» и прочих игровых партий ее математически точный танец наполнен живым дыханием. Андриан Фадеев танцевал блестяще, хотя ему математика дается не столь впечатляюще. Но все равно спектакль не произвел фурора - балету попросту не хватает необходимой парадности. Потому финал получился красивым, но столь же неброским, как весь фестиваль.
Ирина Губская
ЛИНИЯ. Журнал «БАЛЕТ» в газетном формате.№ 4/2008
|