Лебединый тираж

В Петербурге прошел фестиваль балета Мариинский

Восьмой фестиваль «Мариинский» отличался от предшественников «блоковой» системой. Основу программы составили шесть показов балета «Лебединое озеро» подряд. Похоже, на прежних фестивалях на одно название случались несколько звездных претендентов, и оттого родилась идея предоставить им возможность посоревноваться.
Но смотра собственных достижений не предусмотрели. Отличий, кроме исполнителей главных партий, было немного. Не озаботились даже соответствием фактур. Рослую владетельную принцессу определили в мамы и высоким принцам, и тем, кто едва выше ее плеча. Был шут со сказочными заносками и точной техникой (Григорий Попов), Ротбарт с впечатляюще агрессивной пластикой (Илья Кузнецов) - единственные. В характерных танцах везде была к месту Елена Баженова. Красиво танцевали Яна Селина в неаполитанском, в испанском - Ислом Баймурадов и Александр Сергеев. В па-де-труа составы были не лучшего качества и изменялись мало. Были бессменные маленькие лебеди, неравноценные большие.
В лебединой стае давала себя знать «некондиция», в том числе танцевального порядка: то выход как на бреющем полете, то вместо маленького прыжка переступали ногами. Но вымуштрованы лебединые сцены по линеечкам. Зато в придворных заметно комкали линии и передвижения.
По ведущим исполнителям в «Озерах» определились своеобразные двойники. Самая впечатляющая энергетика у Дианы Вишневой - театр пора реставрировать, пока не рухнул. Встреча Одетты с принцем, от которой мороз по коже. У балерины свои акценты в движениях и мимике, свое интонирование. Одиллия с бледным лицом, безумно красными губами - жуткая и притягательная победительница с хлесткими фуэте. В последней картине у Одетты отсутствующий взгляд и боль в лице. Нет жалобы - просто осознание факта. В финале Ротбарт побежден именно потому, что Одетта и принц (Игорь Колб) были вместе.
С Тамарой Рохо танцевал тоже Игорь Колб. И выглядел совершенно иначе: безупречный, живой танец, согласованный дуэт. Рохо танцевала не по-нашему: танец не льется - это раздумье с его неровным дыханием. Крошечная балерина сумела освоиться в протяженном рисунке хореографии. Безусильность техники создавала колдовскую атмосферу. У Одиллии были глаза с поволокой, она не бравировала виртуозностью: ровные фуэте с удвоениями, с равномерным продвижением точно вперед были исполнены со змеиной невозмутимостью.
Еще соревновались душа и дух. Джиллиан Мерфи - самая русская по душевности. Но не по фактуре: уютная, без намека на балетную или модельную иссушенность. «Домашнести» добавлял и нелепый вырез корсажа, подрисованный красным в области желудка. У балерины легкое движение, свободные замедленные темпы, но странным образом нет кантилены. Может быть, потому, что танец при этом на стальном каркасе. Или потому, что она казалась слишком взрослой рядом с юным принцем Андриана Фадеева. Здесь и Одиллия не покоряла мужчину, а опекала мальчика.
Ульяна Лопаткина, как принято, танцевала про высоты духа в лебедином переложении. Получились почти показательные выступления. Одетта пропела всю пластическую партитуру. Одиллия не сказать, чтобы темпераментная, скорее - церемонная (кода в замедленном темпе, танцуя тщательно и внятно, потеряла бравурность). Евгений Иванченко, недавно произведенный в премьеры, выглядел данью условности: требуется партнер - вот он. Неважно, что даже толком поддержать на турах, не говоря уже об актерском дуэте, не смог.
У Марии Александровой была битва за лебедя. На этот раз проигранная - напор не заменил певучести. Данила Корсунцев докручивал балерину на вращениях, старался сыграть любовь и уже к середине спектакля имел усталый вид. Дуэта не получилось: каждый говорил о своем. Одиллия впечатляла жутковатой гримасой: выдвигая голову вперед, улыбалась на поллица, подняв бровь. Техникой в этот раз блеснуть тоже не удалось.
Виктория Терешкина утверждала свое право на «Лебединое». Белое адажио получило непривычную для артистки протяженность. Одиллия - самоуверенность, но больше в манере, чем в технике. Принц почти все время дружелюбно улыбался. Анхел Корейя продемонстрировал весь арсенал: темповые туры, хотя не идеальные по рисунку, безукоризненный апломб, прыжки. Но победить не «лебединые» фактуру и характер не получилось.
Премьер на фестивале было три: «Стеклянное сердце» на открытии, в финале «Карнавал» и «For Four». Для первой Кирилл Симонов сочинил историю любовного треугольника на основе реальных взаимоотношений Александра Цемлинского (его музыку хореограф использовал для балета), его ученицы и возлюбленной Альмы Шиндлер и Густава Малера, женой которого стала Альма. В спектакле замечательно сыграли артисты Екатерина Кондаурова, Ислом Баймурадов, Максим Зюзин, станцевали Яна Селина, Светлана Иванова, Антон Пимонов. Для полного успеха не хватило достойной хореографии и развития действия. Танцы здесь однообразно-причудливые. Извиваются руки, по большей части сомкнутые в замок, извиваются тела. Происхождение пластики: классика, модерн, фигурное катание. Источники подражания: Форсайт, Эйфман, Эк, сам Симонов и еще многие-многие (хореограф обладает впечатляющим зрительским опытом). Поскольку для всех героев пластика практически одинакова, сюжет двигают мимические дополнения. Густав избивает Альму, Альма затаскивает Александра к себе на стол, герои периодически прикладываются к текущей на протяжении всего действия из крана воде, кордебалет бегает с лейками, смотрит на часы. Оформление Эмиля Капелюша в этом спектакле самая многозначительная часть. Туча луков, схема колесницы, ледяной частокол - художник мастер подобных лаконизмов.
Фокинский «Карнавал» возобновил Сергей Вихарев. Новая работа не слишком отличима от прежней - Константина Сергеева. Оформление зрелищного Бакста поменяли на почти концертную «коробку». Вихарев, у которого слава хорошего репетитора, почему-то не научил артистов стилю. «Карнавал» - спектакль эпохи, когда кукла еще не плачет настоящими слезами, клюквенный сок не превращается в кровь, a pas de bourree suivi не столь утомительны, как в «Петрушке». Но артисты, как в «Стеклянном сердце», играли «от себя» и, даже нарядившись в утяжеленные костюмы, остались такими же, как в облегченных балетных. Потому лучше всего получилась танцевальная партия Бабочки (Яна Селина). Арлекин - второй танцевальный двигатель - Владимиру Шклярову удался не вполне: артиста не хватило сразу и на танец, и на актерство. Коломбина (Евгения Образцова) с ее яркой определенностью мимики была на своем месте. Масочная игра и ходульная драматическая - разные вещи, потому пытавшийся драматизировать роль Пьеро Ислом Баймурадов проиграл. Не хватило наивности.
А в «For Four» - самоопределения. Мариинские танцовщики стремились в ансамбль. Хотя Андриан Фадеев, Михаил Лобухин и Александр Сергеев - очень разные и достаточно яркие для соревновательной хореографии индивидуальности. Но лишь случайно попавший в состав Анхел Корейя чувствовал себя самостоятельной единицей.
На заключительном гала-концерте наиболее успешно выступили два гостевых дуэта. Алина Кожокару и Йохан Кобборг в па-де-де из «Коппелии» красиво обыграли вязь танца. Неотразимо обаятельная пара, как всегда - совершенный актерский дуэт. Люсия Лакарра и Сирил Пьер в дуэте Ролана Пети «Таис» легко скользили в каскаде поддержек, у них хореография сама передавала все нюансы настроения. Ульяна Лопаткина в дуэте из «Кармен» тоже выразительно воспроизводила рисунок, но не соблазн. А в «Trois Gnossienes» нынешнее исполнение проиграло прежнему по единственной причине: партнер Иван Козлов примечателен только ростом. Остальным тоже что-нибудь, да мешало. Ирме Ниорадзе в «Лебеде» - чрезмерное старание. Михаилу Лобухину в па-де-де из «Талисмана» - партнерша. Зато порадовала в па-де-де из «Корсара» Алина Сомова: сил ей по-прежнему хватает не всегда, но появились (или вернулись) признаки академизма в манере и танце. Если это влияние партнера Анхела Корейи - надо приглашать его чаще. «Ballet Imperial» - королевство Виктории Терешкиной. После «Лебединых», «Баядерок» и прочих игровых партий ее математически точный танец наполнен живым дыханием. Андриан Фадеев танцевал блестяще, хотя ему математика дается не столь впечатляюще. Но все равно спектакль не произвел фурора - балету попросту не хватает необходимой парадности. Потому финал получился красивым, но столь же неброским, как весь фестиваль.

Ирина Губская


ЛИНИЯ. Журнал «БАЛЕТ» в газетном формате.№ 4/2008

Сайт создан в системе uCoz