Гурия рая

На вечере Ульяны Лопаткиной будет воссоздан восточный гарем

Прима Мариинского театра и мирового балета Ульяна Лопаткина снова приезжает в Москву. 10 февраля она станет главной героиней концерта на сцене Театра оперетты. Концерт имеет громкое название «Нижинский — Павлова Гала», которое, надо полагать, символизирует звездную преемственность в искусстве танца: вслед за старыми легендами русского балета страна взрастила новых.
Партнером балерины станет премьер Большого театра Дмитрий Гуданов. И это радует: он известен танцевальным талантом, хотя ему придется трудно, ведь организаторы взвалили на исполнителей груз исторической ответственности. Если Лопаткина на концерте станет как бы преемницей Анны Павловой, то Гуданову явно отведена роль Вацлава Нижинского.
Впрочем, образ легендарных артистов прошлого будет создаваться коллективными усилиями. Бремя исторического наследства с упомянутыми звездами разделят солисты Большого и Мариинского театров. Молодая даровитая балерина из столицы Екатерина Крысанова будет соперничать в мастерстве с коллегой из Петербурга Екатериной Осмолкиной. Из Мариинки приедут и два танцовщика — Андриан Фадеев и Владимир Шкляров.
Программа составлена из произведений, в которых блистали Павлова и Нижинский. Кроме разных па-де-де, па-де-труа и миниатюр заявлены три одноактных балета. В «Шахерезаде» на музыку Римского-Корсакова воссоздан эпизод из «1001 ночи». На сцене появится роскошный гарем по мотивам эскизов знаменитого художника Льва Бакста. В гареме царит разврат: жены шаха, пользуясь отсутствием мужа, любезничают с рабами. Самый красивый раб (когда-то партия Нижинского) достается любимой супруге шаха. В разгар оргии хозяин гарема возвращается и устраивает предателям кровавую баню.
Совсем другого рода неоромантическая «Шопениана». Это бессюжетный спектакль, некая метафора мечтательности, в котором юноша поэтического облика грезит о сильфидах — мифологических девах воздуха. Во всяком случае стайка балерин, танцующих в «шопеновках» (пышные тюлевые юбки), сильно напоминает этих бестелесных существ из европейских мифов. Балет был одним из любимых в репертуаре Анны Павловой: сохранились фотографии, на которых балерина запечатлена в позе, позволяющей выгодно «подать» ее уникально красивые ноги.
Будет и номер «Видение розы», в которой скрещиваются мотивы предыдущих постановок — пряный эротизм «Шахерезады» и платонический эрос «Шопенианы». Суть «Видения» — в воспоминаниях девушки, вернувшейся с шумного бала. Оставшаяся от праздника реликвия, роза, навевает даме сладкую дрему, в которой запах цветка материализуется в красивого молодого человека. Именно в этом балете Нижинский прославился прыжком: по свидетельствам современников, он улетал в раскрытое окно, словно аэроплан.


МАЙЯ КРЫЛОВА


Гурия рая / "РБК Дэйли" 09.02.2009

Сайт создан в системе uCoz