Станет ли Ульяна Лопаткина Анной Карениной?


Главные балетные труппы страны - Большого, Мариинского, Михайловского театров и Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко - завершили очередной сезон. О планах на следующий официально объявил лишь Большой, хотя намерения его коллег тоже уже не являются секретом.
Пожалуй, самая любопытная премьера ожидается в Мариинке. На традиционном весеннем Мариинском фестивале Алексей Ратманский - экс-худрук Большого балета, а ныне резидент-хореограф Американского театра балета - собирается представить свою "Анну Каренину". Балет Родиона Щедрина, созданный для Майи Плисецкой в 1972 году, хореограф уже ставил в 2004-м в Копенгагене, в 2005-м - в Вильнюсе (Плисецкая была в восторге от литовской Анны - Эгле Шпокайте) и в 2007-м - в Хельсинки.
В Мариинке тоже была своя "Анна..." - в 1993 году постановку по мотивам романа Льва Толстого осуществил французский балетмейстер русского происхождения Андре Проковски. Анну тогда танцевала Юлия Махалина, Кити - недавняя выпускница балетной школы Ульяна Лопаткина. Теперь Лопаткина, которую глава Гамбургского балета Джон Ноймайер (тоже лелеющий планы поставить великий русский роман) считает прирожденной Анной, претендует на главную роль. Скорее всего Ратманский прислушается к мнению старшего товарища. Есть что поиграть и мариинскому оркестру. "Анна..." - одна из самых ярких партитур Щедрина, и Валерий Гергиев, обычно не жалующий балет своим присутствием, наверняка встанет за пульт.
Мариинский также пополнит свой баланчинский "блок" - восстановит шедшую в 1990-х "Шотландскую симфонию". А потом займется реставрацией собственного наследия, вернув в репертуар "Спартак" в постановке Леонида Якобсона, премьера которого состоялась в 1956 году.
Петербургский Михайловский театр пока назвал одну премьеру - "Лебединое озеро". Это постановочный дебют Михаила Мессерера, ставшего на излете сезона главным балетмейстером театра.
Москва в грядущем сезоне будет иметь три "Эсмеральды". К балетному пересказу романа Гюго, идущему в Кремлевском балете, добавятся спектакли Большого и "Стасика". Худрук БТ Юрий Бурлака реставрирует постановку, сделанную Мариусом Петипа в 1889 году. Станиславцы - спектакль Владимира Бурмейстера, созданный в 1950-м. Оба спектакля используют сборную музыку, где преобладает творчество Цезаря Пуни, но существенно разнятся сюжетными акцентами. Балет Большого повествует о бедной цыганке, полюбившей коварного офицера. В "Стасике" на первый план выйдут парижские народные массы. Возвращая спектакль в афишу, оба театра надеются на генетическую память московских зрителей, во все времена обожавших мелодраматическую "Эсмеральду". В девятнадцатом веке москвичи преподносили исполнительнице главной роли Фанни Эльслер калачи с запеченными в них бриллиантами. В середине двадцатого натиск желающих посмотреть балет в "Стасике" сдерживала конная милиция. В новом сезоне все будет гораздо спокойнее - масштабных мелодрам на любой вкус достаточно в кинотеатрах.
Направление "ретро" Большой театр продолжит постановкой "Юноши и смерти", которую давний друг БТ Ролан Пети (в театре шел его "Собор Парижской богоматери") поставил в 1946 году для Жана Бабиле, а ныне модернизирует для молодого солиста Большого Ивана Васильева. Таким образом Большой заботится о занятости бэби-танцовщика. Из-за проблем с фигурой он лишен возможности щегольнуть в белом трико в главных партиях классических спектаклей, а у Пети герой одет в демократичные джинсы.
Другой патриарх мирового балета - Юрий Григорович возобновит свою "Ромео и Джульетту" образца 1979 года, а также "Тщетную предосторожность" для Московской академии хореографии (спектакль пойдет на сцене БТ). Пикантность ситуации состоит в том, что в БТ уже имеется одна "Тщетная..." - в постановке Фредерика Аштона, а два детских утренника на одну тему многовато даже для Большого.
В планах Большого также значится "Петрушка" Игоря Стравинского и Михаила Фокина - петроградскую постановку Леонида Леонтьева реконструирует его земляк Сергей Вихарев. Любопытно, что Мариинка тоже заявила о возрождении "Петрушки", но имя постановщика держит в секрете.
"Стасик" вернет в репертуар "Укрощение строптивой" - парафраз одноименной комедии Шекспира композитора Михаила Броннера и хореографа Дмитрия Брянцева. И порадует балетом, который единственный из всех московских премьер можно назвать современным. Речь идет о постановке выдающегося мастера Иржи Килиана. Что именно будет поставлено, пока неизвестно.

Светлана Наборщикова


"Известия" 13 августа 2009

Сайт создан в системе uCoz