Балет соединяет и разум, и чувства

На Сибирском фестивале балета выступила прима Мариинского театра Ульяна Лопаткина, всенародно любимая балерина, олицетворяющая для многих русский классический балет. «Божественная» — как называют Ульяну ее поклонники — покорила новосибирскую публику, станцевав во фрагменте «Жизели» и в «Шахеразаде». После спектакля, не переодеваясь, балерина ответила на вопросы журналистов.

— Ульяна, вы столько раз танцевали с художественным директором НГТОиБ Игорем Зеленским… Скажите, что для вас главное в партнере?

— Игорь одно время был моим практически постоянным партнером, нас называли лучшей парой. Особенно реагировали на наш дуэт во время длительных гастролей Мариинского театра по Бразилии. В театре Colon в Буэнос-Айресе вообще поговаривали о том, не романтические ли у нас отношения, — настолько мы совпадали по ощущению музыки. Нам не надо было объяснять друг другу, зачем в Белом адажио из «Лебединого озера» она склоняет голову к нему. Игорь отличался лаконичностью, и тем интереснее мне с ним было танцевать. Он совершенно менялся на сцене — он был неузнаваем. Там уже не нужны были слова и вступали в права чувства — чувство музыки, чувство истории, чувства именно романтичные.

— Что-то подобное у вас было с другими партнерами?

— С каждым партнером отношения индивидуальны, и все очень по-разному ведут себя на сцене. Но мне за все время доставались очень надежные партнеры, я всем могу сказать спасибо.

— Для вас на сцене важна именно эмоция или расчет? Вас, с вашим перфекционизмом, некоторые считают слишком разумной…

— Вы знаете, искусство балета — это ведь не спорт и не искусство живописи. Живопись изначально статична и существует на полотне. Спорт — это только достижения и физическая нагрузка, показательные выступления, демонстрация того, на что способен человек. А балет соединяет в себе и разум, и чувства. Если ты теряешь разум на сцене, то ты теряешь рисунок, который должен говорить за тебя вместо слов. Поэтому мне кажется, что не стоит задавать такие вопросы: «Не слишком ли я сосредоточена или слишком разумна?», «Можно ли танцевать только чувствами или только техникой?» Нужно техникой в первую очередь, освобождая себя для чувств. Но техника — она же ради рисунка танца и ради эмоционального наполнения. В балете действует тело и действует рисунок танца, и этот рисунок очень сложен. И если в этот момент не «включать голову»… Это очень сложное сочетание. Артисты балета всесторонне развиты именно в силу сложности профессии: ты должен задействовать мозг, ты должен задействовать душу.

— В каких пропорциях должны соединиться талант, трудолюбие, физические данные, чтобы танцовщица добилась успеха, стала звездой? Что важнее?

— Все важно. Понимаете, для балерины важны и физические пропорции, важна внешность. Надо, чтобы тело поддавалось работе, а дальше — трудолюбие, музыкальность… И гармоничность. Ну еще хорошо, если заложено актерское начало — чтобы это был именно спектакль, а не спорт.

— Почему вы остановились именно на этих спектаклях для своего вечера? Есть же эксклюзивные, специально для вас поставленные балеты.

— Мы долго обсуждали это и в результате приняли такое решение. Понимаете, иногда в силу вступают различные обстоятельства, противоречащие нашим желаниям. Обстоятельства, которым ты вынужден подчиняться. 17 мая будет «Жизель» в Мариинском театре, спектакль памяти моего педагога Нинель Кургапкиной, погибшей несколько дней назад. Я в нем танцую — и мы выбрали фрагмент из этого спектакля. А «Шахеразаду» — потому, что это полная противоположность: яркий, красочный балет. Что до вещей эксклюзивных — возможно, в следующий приезд я их покажу.

Сергей Самойленко


"Континент-Сибирь", №18 (610), 15 Мая 2009 года

Сайт создан в системе uCoz